После того, как волхвы, поклонившись родившемуся Спасителя, не
вернулись в Иерусалим к Ироду, царь Ирод понял, что его замысел найти
Богомладенца с помощью волхвов провалился, и он приказал убить всех
детей мужского пола от двух лет ниже в Вифлееме и его окрестностях. Он
рассчитывал, что среди убитых неминуемо окажется и Тот, в Ком он видел
претендента на свой престол. «Тогда сбылось реченное через пророка
Иеремию, который говорит: "глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль
великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет", -
пишет об этом евангелист Матфей (Мф. 2:17-18).
Таким образом невинно погибшее младенцы считаются первыми
мучениками за Христа. Ирода же вскоре настиг гнев Божий: его одолела
лютая болезнь, и он умер в мучении, заживо съеденный червями.
Согласно греческой традиции, принятой на Руси, в Вифлееме было
убито 14 тысяч младенцев. В Антиохийской Православной Церкви поминают
64000 убиенных младенцев-мучеников.
Мощи Вифлеемских младенцев были обретены в 313 г.
равноапостольной царицей Еленой, матерью св. Константина Великого.
Начиная с V в. Константинопольская, а затем и остальные Христианские
церкви стали праздновать память этих мучеников. Их мощам поклонялись в
трех великих центрах восточного христианства - Константинополе, Антиохии
и Александрии. Нетленные останки одного из младенцев были переданы в
дар римским епископам. Позднее папа Римский Стефан II передал их
французскому королю Пипину Короткому. В 770 г. Карл Великий поместил их
монастыре в Брантоме, расположенном на юго-западе Франции в области
Перигор недалеко от Пиренеев (он был основан годом ранее самим Карлом
Великим как форпост в борьбе с арабскими завоевателями). Именно там
младенец, чьи мощи таким образом попали во Францию, получает и свое имя -
святой Сикарий, что дословно означает "павший от ножа".
С самого своего основания монастырь в Брантоме стал известен всей
Европе. Паломничества в Брантом совершались из года в год почти
тысячелетие. Он стал также перевалочным пунктом еще одного
паломнического пути - в Сантьяго-де-Компостелла, где находятся мощи св.
апостола Иакова. Во время Великой французской революции, когда
уничтожались христианские реликвии, мощи были спрятаны в одну из
древнейших пещер на территории монастыря. После окончания наполеоновских
войн мощи св. Сикария вновь заняли свое место в монастырской церкви,
где и пребывают по настоящее время.
Считается, что обращенные к св. Сикарию молитвы помогают
новорожденным и малолетним справиться с болезнями.
|